Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 24» с.Хабариха
Конспект открытого занятия «Дерево нашего края»
1
номинация
Воспитатель
- Шишелова Надежда Алексеевна
Природа –
важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.
В.А.
Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка,- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством
явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского
разума и творчества».
Конспект занятия
для детей старшей, подготовительной групп.
Занятие можно проводить
в группе или на улице в теплое время года.
Цель: Воспитывать
патриотическое отношение к родному краю.
Задачи:
1.Расширять
знания детей о полезных свойствах берёзы.
2.Познакомить с народными
обрядами, связанными с берёзой.
3. Развивать
наблюдательность, любознательность.
4.Воспитывать
интерес к познавательной деятельности.
Предварительная
работа:
Знакомство со
стихами, рассказами о берёзе, рисование «Белоствольная берёзка», наблюдение за
деревом в разное время года, рассматривание картин с изображением берёзы,
конструирование березы из бумаги (ствол) и йогуртовых стаканчиков (крона).
Материал:
Кора берёзы,
пенёк, туесок, деревянные игрушки, ложки пижемские, дёготь, рисунки детей «Белоствольная
берёзка», берёзка из йогуртовых стаканчиков, иллюстрации берёзы, веник, таз с
водой, кукла.
Отгадайте, дети,
о каком дереве эта загадка:
Русская
красавица стоит на поляне
В зелёной
кофточке, белом сарафане? (берёзка)
Ребёнок
рассказывает стихотворение А. Прокофьева
Люблю берёзку
русскую,
То светлую, то грустную,
В белом
сарафанчике,
С платочками в
карманчиках,
С красными
застёжками,
С зелёными
серёжками.
Белые
стволы березы покрыты – берестой. Потрогайте его. Какой ствол на ощупь?
(гладкий, попадаются шероховатости).
Из бересты
раньше делали: короба – для одежды; туеса – хранить ягоды, овощи, масло,
сметану; лукошко – ходили в лес за
ягодами, грибами; плели лапти. Береста не гниёт.
Найдите на
стволе тёмные чёрточки, идущие поперёк ствола – чечевички – через них поступает
кислород для дыхания, на зиму они замуровываются.
Как ветки
растут?
Летом на веточках зелёные листочки, похожие на
сердечко, а зимой веточки розовые.
Что ещё есть у
берёзки –
корни. Корнями березка пьет воду
Физкультминутка: Представьте вы
корни – ноги растут, становятся длиннее. Вода поднимается через ноги.
Кожа становится
морщинистой, её повреждают – искривиться.
Руки вверх - растут новые ветки, развести пальцы –
это листья тянуться к солнцу.
Что ещё видите
на ветках?
– серёжки – семена. Их разносит ветер. Они лёгкие или тяжёлые?
С берёзой
связано много поверий и легенд. Она особенно любима у русского народа, потому
что в старину верили: воду, оставшуюся после купания больного ребёнка, вылить
под берёзоньку и сказать заговор: « У кошки боли, у собаки боли, а у Анюты
боль на берёзку в лес улети!» и ребенок выздоровит.
В летнюю
Троицкую неделю, которая называется русальной, зелёной был в четверг обряд «
завивать берёзку»: скручивали ветки вроде венка, заплетали, приплетали к траве,
через венок целовались, после этого считались кумами, подружками – должны весь
год помогать друг другу. Развивать венок приходили на Духов день.
Девушки плели
себе венки, водили хороводы, а вечером умывались водой, взятой из середины
венка, а потом бросали их в воду: смотрели как венок плывёт: ровно, плавно –
хорошо жить, выйдет замуж; кувыркаясь – житьё будет плохое; потонет – к смерти.
Наши предки
берёзовой лучиной освящали дома; колёса телеги смазывали дёгтем, который делали
из берёзы; из неё мастерили игрушки, ложки, скульптуры; соком берёзы лечили
больных людей. Сейчас из неё делают мебель, фанеру, лыжи; из листьев берёзы –
жёлтую и зелёную краски; из почек – лекарства. Из веток берёзы делают веники
для бани. Почки, листья берёзы содержат смолу, витамины. В праздничные дни пели под берёзами песни.
Споём и мы песню
«Ой, берёзка»
Итог занятия – закрепить с детьми
знания, полученные на занятии.
Литература:
1. «Методика
экологического воспитания в детском саду» С. Н. Николаева;
2. «Наблюдение
за объектами живой и неживой природы с детьми 3-7 лет» КРИРОиПК;
3. «Родной край» - Жуковская, Виноградова, Козлова;
4. «Развитие
речи детей дошкольного возраста» Ф.А. Сохина;
5. Дошкольное
воспитание: №3 2004г., № 2,4 2008г.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 24» с.Хабариха
Конспект досуга «Село мое родное»
2
номинация
Воспитатель
- Шишелова Надежда Алексеевна
Конспект досуга
для детей младшей, старшей, подготовительной групп.
Досуг проводится
с приглашением родителей в музыкальном зале или
в группе.
Цель: Закрепить
знания детей о родном селе, его истории, обычаях, традициях.
Задачи:
1.Развивать
интерес и уважение к жителям села, их деятельности.
2.Формировать
интерес к культуре односельчан, сохранять и приумножать достижения села.
3. Воспитывать
патриотизм, любовь к родному краю.
Предварительная
работа:
Тематические
занятия по изо, ознакомлению с окружающем, развитию речи; беседы о родном селе,
посещение школьного музея и ознакомительная беседа учителя Шишеловой О.Ф.
«Предметы быта – домашняя утварь крестьянской избы»
Материал:
Ухват, чугунок,
прялка, самовар; платочки, строительный материал, овощи; совместные рисунки
родителей и детей «Село мое родное», медальки, призы.
Дети входят в зал, напевая песню
«Березка», рассаживаются.
Воспитатель:
Сегодняшний досуг посвящен нашему селу.
Что привлекло
переселенцев расположится здесь?
Наверное,
красота природы: с одной стороны – красавица, кормилица река, а с другой
стороны бор полный грибов, ягод, дичи.
Переселенцы
остановились на выбранном месте, и вскоре в нашем селе организовался колхоз,
появился маслозавод, кооперация.
Стихотворение Н.А. Шишеловой « У
подножья тайги»
Живем у подножья
тайги, у Печоры реки,
Где ночи длинны
или дни коротки,
Где пахнет
дымком, где луга зелены,
Где хороводные
песни слышны – голоса хороши.
Где люди близки,
но порою дерзки,
Где правда и
ложь, где радость и грусть,
Где счастье,
успех – пусть хватит на всех!
Пусть слышен
ребячий смех!
Пусть хорошеет
село,
Пусть будет все
у всех хорошо!
Дети делятся на две команды: «Знатоки»
и «Грамотеи» (подготовительная группа)
Вопросы к
командам:
1.
Как
называется наше село? Как называется наша река?
2.
В
каком районе мы живем? В какой республике мы живем?
3.
На
каких музыкальных инструментах играют наши односельчане? (общий вопрос)
4.
Какие
организации есть в нашем селе? Назовите улицы нашего села?
Воспитатель:Живет
село сегодняшними заботами: строится, пляшет, поет.
«Танец
с платочками» - танец горочный (младшая, средняя группы – дети одеты в
усть-цилемский наряд).
Воспитатель:
Нам
с вами хранить память о людях нашего села и продолжать их добрые дела – краткое
воспоминание заслуженных людей села: о ветеранах войны, о первых председателях
колхоза и совхоза, о первых руководителях сельского совет и сельпо, о ветеранах
спорта.
Вопросы
командам:
1.
Кто
был первым заведующим детским садом? Кто сейчас руководит детским садом?
2.
Какие
есть домашние животные в нашем селе? Какие овощи выращивают жители нашего села?
Подвижная
игра: «Рыбаки и рыбки» (родители – сети, дети – рыбки. «Пойманные рыбки»
становятся в круг).
Вопросы
к командам:
1.
Какую
национальную обувь носят наши жители? Из шкурок
каких животных шьют головные уборы?
2.
Назовите
детали Усть-Цилемского костюма. Назовите утварь крестьянской избы.
Воспитатель: Частушки
удивляют нас своим весельем, остроумием. В частушке можно сказать обо всем
остро, метко, четко.
Жители нашего села
тоже сочиняют частушки и дети сейчас их исполнят.
Это
старое село
Хабарицки гармонисты
На
Печоре славится,
от души играют,
Кто
приедет в Хабариху, они
весельем и игрой,
Тут
и жить останется всех нас заряжают!
Пароход было идет, Хабарицкая деревня
Люди
улыбаются, Любо,
налюбо, люба
На высоком
берегу В хабарицкой
деревне
Сидят и
дожидаются. Жить нам выпала
судьба.
Вопросы к
командам:
1.
Какой
транспорт есть у жителей нашего села? Каким домашним трудом занимаются наши
жители?
Игра
– соревнование «Построй дом» (средняя группа), «Собери урожай» (младшая группа)
Вопросы к
командам:
1.
Назовите
животных нашего края.
Игра
«Деревья нашего края»: хлопать в ладоши – если растет названное дерево в нашем
краю, топать ногами – если не растет (старшая, подготовительная группа).
Сценка
«Сельская жизнь» - роли исполняют дети.
В
избе бабушка прядет шерсть, дедушка делает топорище, входит соседка.
Бабушка:
Проходи, проходи, Ульяна! Давно не была! Может, ездила куда?
Ульяна:
В городе у дочери гостила. На днях приехала: холодно стало, дома печку топить –
то некому.
Бабушка:
А я только села: вот шерсть пряду – чулки деду надо вязать. Ходили скота
кормить, да доить. Сена на зиму должно хватить, а вот дров мало будет.
Герои
сценки говорят пословицами:
Дед:
«умелые руки не знают скуки»
Ульяна:
«Труд человека кормит, а лень портит»
Бабушка:
«Кончил дело – гуляй смело». Да, помню, как раньше пели, сидя у кудели, да и
нынче на праздниках поют и пляшут.
Хоровод:
«Не в саду девки гуляли»
Танец
«Сени»
Игра
«Зеваха»
Воспитатель:
Не все мы здесь родились и выросли, но мы здесь живем и трудимся, растим детей.
Желаем
своему селу и его жителям, большим и маленьким, достойного настоящего и
будущего.
Вручение
медалек за участие в досуге «Село мое родное»
Вручение
призов за конкурс рисунков «Село мое родное»
Литература:
1. «Ребенок в детском саду» № 2, 2006г.;
2. «Детям о
культуре народа Коми» КРИРОиПК;
3. «Н семи
ветрах, на семи холмах» - В. Осташов;
4. Альбом –
летопись о жителях с.Хабариха;
5. Дошкольное
воспитание: №8 2005г., № 3 2010г.; № 4,
2009г.,
№ 7, 1998г., №
7, 2004г., № 12, 2002г.ё
|