«Значение игр в экологическом воспитании детей»
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» А. С. Макаренко
Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают к более интенсивному поиску осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты.
Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи, с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.
Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души: возникает эстетическое наслаждение звуками, запахами и красками природы.
Неотъемлемой частью в данном процессе является игра. Игра увлекает ребенка, ведет его в свой веселый мир, учит правильно воспринимать окружающий мир. Экологическое воспитание детей в детском саду строиться на игровой основе – с большим включением в педагогический процесс разных видов игр.
Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находиться в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические занятия, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.
Экологические игры бывают:
- ролевые;
- дидактические;
- имитационные;
- соревновательные;
- игры-путешествия.
Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти.
В игре, более чем в какой-либо другой деятельности, у ребенка развивается активность, самостоятельность, инициатива.
С помощью игры решаются различные учебные задачи:
- формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру;
- формирование осознания себя как активного субъекта окружающего мира;
- формирование потребности заботиться об экологической чистоте окружающего мира;
- совершенствование нравственно-экологического воспитания;
- формирование навыков умственной деятельности детей;
- научить детей слушать и понимать обращаемую к ним речь;
- умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях.
Главная задача обучения детей, по средствам экологической игры, заключается не в передаче им готовых знаний, а организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают "открытия", узнают что-то новое путем решения проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Поэтому основными задачами по работе в данном направлении являются:
- Создать требуемые условия для организации экологических игр, оборудовать педагогический процесс необходимым игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
- Развивать содержание детских игр, расширять представление о разнообразии окружающего мира. Систематически формировать у детей игровые умения соответствующие игровому периоду. Способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, развитию активности в процессе игры.
- В процессе игр создавать активное речевое общение, расширять словарный запас, воспитывать заботливое отношение к окружающей среде.
Предполагаемый результат
- заботливое отношение к природе;
- способность делать выводы о том, как человек может беречь природу;
- умение правильно взаимодействовать с природой;
- формирование умения делать элементарные умозаключения;
- расширение кругозора способствует интеллектуальному развитию;
- создание дружеских отношений в игре;
- умение играть по собственному замыслу;
- логически мыслить, принимать быстрее решения, работать в коллективе;
- повышение самооценки.