Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 24» с.Хабариха
Конспект открытого занятия «Дерево нашего края»
1
номинация
Воспитатель - Шишелова Надежда Алексеевна
Природа –
важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.
В.А.
Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка,- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством
явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского
разума и творчества».
Конспект занятия
для детей старшей, подготовительной групп.
Занятие можно проводить
в группе или на улице в теплое время года.
Цель: Воспитывать
патриотическое отношение к родному краю.
Задачи:
1.Расширять
знания детей о полезных свойствах берёзы.
2.Познакомить с народными
обрядами, связанными с берёзой.
3. Развивать
наблюдательность, любознательность.
4.Воспитывать
интерес к познавательной деятельности.
Предварительная
работа:
Знакомство со
стихами, рассказами о берёзе, рисование «Белоствольная берёзка», наблюдение за
деревом в разное время года, рассматривание картин с изображением берёзы,
конструирование березы из бумаги (ствол) и йогуртовых стаканчиков (крона).
Материал:
Кора берёзы,
пенёк, туесок, деревянные игрушки, ложки пижемские, дёготь, рисунки детей «Белоствольная
берёзка», берёзка из йогуртовых стаканчиков, иллюстрации берёзы, веник, таз с
водой, кукла.
Отгадайте, дети,
о каком дереве эта загадка:
Русская
красавица стоит на поляне
В зелёной
кофточке, белом сарафане? (берёзка)
Ребёнок
рассказывает стихотворение А. Прокофьева
Люблю берёзку
русскую,
То светлую, то грустную,
В белом
сарафанчике,
С платочками в
карманчиках,
С красными
застёжками,
С зелёными
серёжками.
Белые
стволы березы покрыты – берестой. Потрогайте его. Какой ствол на ощупь?
(гладкий, попадаются шероховатости).
Из бересты
раньше делали: короба – для одежды; туеса – хранить ягоды, овощи, масло,
сметану; лукошко – ходили в лес за
ягодами, грибами; плели лапти. Береста не гниёт.
Найдите на
стволе тёмные чёрточки, идущие поперёк ствола – чечевички – через них поступает
кислород для дыхания, на зиму они замуровываются.
Как ветки
растут?
Летом на веточках зелёные листочки, похожие на
сердечко, а зимой веточки розовые.
Что ещё есть у
берёзки –
корни. Корнями березка пьет воду
Физкультминутка: Представьте вы
корни – ноги растут, становятся длиннее. Вода поднимается через ноги.
Кожа становится
морщинистой, её повреждают – искривиться.
Руки вверх - растут новые ветки, развести пальцы –
это листья тянуться к солнцу.
Что ещё видите
на ветках?
– серёжки – семена. Их разносит ветер. Они лёгкие или тяжёлые?
С берёзой
связано много поверий и легенд. Она особенно любима у русского народа, потому
что в старину верили: воду, оставшуюся после купания больного ребёнка, вылить
под берёзоньку и сказать заговор: « У кошки боли, у собаки боли, а у Анюты
боль на берёзку в лес улети!» и ребенок выздоровит.
В летнюю
Троицкую неделю, которая называется русальной, зелёной был в четверг обряд «
завивать берёзку»: скручивали ветки вроде венка, заплетали, приплетали к траве,
через венок целовались, после этого считались кумами, подружками – должны весь
год помогать друг другу. Развивать венок приходили на Духов день.
Девушки плели
себе венки, водили хороводы, а вечером умывались водой, взятой из середины
венка, а потом бросали их в воду: смотрели как венок плывёт: ровно, плавно –
хорошо жить, выйдет замуж; кувыркаясь – житьё будет плохое; потонет – к смерти.
Наши предки
берёзовой лучиной освящали дома; колёса телеги смазывали дёгтем, который делали
из берёзы; из неё мастерили игрушки, ложки, скульптуры; соком берёзы лечили
больных людей. Сейчас из неё делают мебель, фанеру, лыжи; из листьев берёзы –
жёлтую и зелёную краски; из почек – лекарства. Из веток берёзы делают веники
для бани. Почки, листья берёзы содержат смолу, витамины. В праздничные дни пели под берёзами песни.
Споём и мы песню
«Ой, берёзка»
Итог занятия – закрепить с детьми
знания, полученные на занятии.
Литература:
1. «Методика
экологического воспитания в детском саду» С. Н. Николаева;
2. «Наблюдение
за объектами живой и неживой природы с детьми 3-7 лет» КРИРОиПК;
3. «Родной край» - Жуковская, Виноградова, Козлова;
4. «Развитие
речи детей дошкольного возраста» Ф.А. Сохина;
5. Дошкольное
воспитание: №3 2004г., № 2,4 2008г.